Предназначение России в трудах русских философов

31 марта 2017 года в УЖДТ – филиал ПГУПС было проведено открытое занятие преподавателем Новиковой Е.В. в группе УЗАТ-251 специальности Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) по дисциплине Основы философии.

Тема открытого занятия: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РОССИИ В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ».

Методическая цель: показать нестандартные формы проведения учебного занятия по дисциплине Основы философии, приемы методической работы, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов, использование проблемных и активных методов обучения при систематизации и обобщении изученного материала; развитие продуктивного самостоятельного мышления, творческих способностей студентов; организация самостоятельной работы студентов; использование междисциплинарных связей и компьютерных технологий в учебной деятельности.

Цели занятия: 
1. Обучающие:

1.1 Формирование знаний:об основных категориях и понятиях философии; о роли философии в жизни человека и общества; об основах философского учения о бытии; об основах научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

1.2 Формирование умений: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выявлять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.

1.3 Организация деятельности студентов по обобщению и систематизации изученного материала по разделу «Особенности русской философии. Русская идея».

1.4 Знакомство студентов с историей русской философской мысли, представленными в ее составе крупнейшими мировоззренческими системами.

1.5 Изучение взглядов русских философов на мир и место человека в нём, на историческую судьбу России и ее роль в мировом сообществе.

1.6 Расширение и развитие мировоззрения студентов, в том числе и культурного уровня. Развитие памяти, логического мышления, устной речи. Развитие навыков и умений корректного ведения спора. Совершенствование общих компетенций студентов.

1.7 Организация деятельности студентов на самостоятельную частично поисковую работу, самостоятельную творческую деятельность.

2. Развивающие:

2.1 Развивать творческие и коммуникативные способности студентов в ситуациях общения.

2.2 Развивать мыслительные способности студентов, умение анализировать ситуацию, находить решение поставленной задачи.

2.3 Содействовать развитию умений для осуществления самооценки учебной деятельности и формированию самостоятельности при решении проблемных

3. Воспитательные:

3.1 Воспитание у студентов чувства патриотизма. Осознание ими особенностей русского менталитета.

3.2 Формировать умение студентов работать в коллективе, чувство ответственности за порученное дело.

3.3 Научить студентов быстро ориентироваться в новых ситуациях и находить пути их решения.

Дидактическое обеспечение занятия, оборудование:

  1. ПК, демонстрационная панель.
  2. Презентации, раскрывающие основные направления дискуссии:
  3. Фронтальный опрос «Особенности русской философской мысли»;
  4. «Русская философия в контексте русской литературы на примере творчества А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева».
  5. «История русской философской мысли (X, XVIII, XIX вв.)»;
  6. «Творчество П.Я. Чаадаева».
  7. «Либерально-реформистское направление общественного движения: западничество и славянофильство»;
  8. «Экспертный отчет дискуссии»;
  9. «Результаты социологического опроса среди студентов УЖДТ – филиал ПГУПС «Западный или исконно русский путь России»
  10. Раздаточный методический материал по теме занятия.

Интегративные связи
Внутридисциплинарные: «Современная философия», «Особенности русской философии. Русская идея», «Этика и социальная философия», «Место философии в духовной культуре и ее значение».
Междисциплинарные: История, Обществознание, Литература.

Открытое занятие прошло в форме проблемно-дискуссионной игры с элементами игрового моделирования. Первая часть занятия была посвящена истории философии в России, вторая часть — современному времени, где студенты с позиций сегодняшнего дня и своего собственного мнения ответили на те же вопросы, что и наши именитые русские философы:

  • Существует ли особый исторический путь развития России? Как он себя проявил? 
  • Играет ли Россия или, быть может, уже сыграла особую роль в мировой истории? В чем она заключается?

В составе комиссии открытого занятия присутствовали преподаватели: Шевченко Елена Владимировна, Вишкин Владимир Николаевич, Полякова Елена Ивановна, Говорова Марина Михайловна, Евстратова Наталья Владимировна.
Оценка деятельности студентов на занятии была на высоком уровне с использованием интерактивных форм обучения и анализом практических ситуаций. Комиссия проявила большую заинтересованность в процессе дискуссии.
По окончании открытого занятия конкурсная комиссия проанализировала его результативность и эффективность использованных преподавателем методов и приемов активизации познавательной деятельности студентов и пришла к выводу, что Новикова Е.В. показала высокий уровень педагогического мастерства, методически грамотно использовала технические средства обучения для решения поставленных целей и задач открытого занятия.

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

Е.В. Новикова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *