31 марта 2017 года в УЖДТ – филиал ПГУПС было проведено открытое занятие преподавателем Новиковой Е.В. в группе УЗАТ-251 специальности Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) по дисциплине Основы философии.
Тема открытого занятия: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РОССИИ В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ».
Методическая цель: показать нестандартные формы проведения учебного занятия по дисциплине Основы философии, приемы методической работы, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов, использование проблемных и активных методов обучения при систематизации и обобщении изученного материала; развитие продуктивного самостоятельного мышления, творческих способностей студентов; организация самостоятельной работы студентов; использование междисциплинарных связей и компьютерных технологий в учебной деятельности.
Цели занятия:
1. Обучающие:
1.1 Формирование знаний:об основных категориях и понятиях философии; о роли философии в жизни человека и общества; об основах философского учения о бытии; об основах научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
1.2 Формирование умений: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выявлять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.
1.3 Организация деятельности студентов по обобщению и систематизации изученного материала по разделу «Особенности русской философии. Русская идея».
1.4 Знакомство студентов с историей русской философской мысли, представленными в ее составе крупнейшими мировоззренческими системами.
1.5 Изучение взглядов русских философов на мир и место человека в нём, на историческую судьбу России и ее роль в мировом сообществе.
1.6 Расширение и развитие мировоззрения студентов, в том числе и культурного уровня. Развитие памяти, логического мышления, устной речи. Развитие навыков и умений корректного ведения спора. Совершенствование общих компетенций студентов.
1.7 Организация деятельности студентов на самостоятельную частично поисковую работу, самостоятельную творческую деятельность.
2. Развивающие:
2.1 Развивать творческие и коммуникативные способности студентов в ситуациях общения.
2.2 Развивать мыслительные способности студентов, умение анализировать ситуацию, находить решение поставленной задачи.
2.3 Содействовать развитию умений для осуществления самооценки учебной деятельности и формированию самостоятельности при решении проблемных
3. Воспитательные:
3.1 Воспитание у студентов чувства патриотизма. Осознание ими особенностей русского менталитета.
3.2 Формировать умение студентов работать в коллективе, чувство ответственности за порученное дело.
3.3 Научить студентов быстро ориентироваться в новых ситуациях и находить пути их решения.
Дидактическое обеспечение занятия, оборудование:
- ПК, демонстрационная панель.
- Презентации, раскрывающие основные направления дискуссии:
- Фронтальный опрос «Особенности русской философской мысли»;
- «Русская философия в контексте русской литературы на примере творчества А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева».
- «История русской философской мысли (X, XVIII, XIX вв.)»;
- «Творчество П.Я. Чаадаева».
- «Либерально-реформистское направление общественного движения: западничество и славянофильство»;
- «Экспертный отчет дискуссии»;
- «Результаты социологического опроса среди студентов УЖДТ – филиал ПГУПС «Западный или исконно русский путь России»
- Раздаточный методический материал по теме занятия.
Интегративные связи
Внутридисциплинарные: «Современная философия», «Особенности русской философии. Русская идея», «Этика и социальная философия», «Место философии в духовной культуре и ее значение».
Междисциплинарные: История, Обществознание, Литература.
Открытое занятие прошло в форме проблемно-дискуссионной игры с элементами игрового моделирования. Первая часть занятия была посвящена истории философии в России, вторая часть — современному времени, где студенты с позиций сегодняшнего дня и своего собственного мнения ответили на те же вопросы, что и наши именитые русские философы:
- Существует ли особый исторический путь развития России? Как он себя проявил?
- Играет ли Россия или, быть может, уже сыграла особую роль в мировой истории? В чем она заключается?
В составе комиссии открытого занятия присутствовали преподаватели: Шевченко Елена Владимировна, Вишкин Владимир Николаевич, Полякова Елена Ивановна, Говорова Марина Михайловна, Евстратова Наталья Владимировна.
Оценка деятельности студентов на занятии была на высоком уровне с использованием интерактивных форм обучения и анализом практических ситуаций. Комиссия проявила большую заинтересованность в процессе дискуссии.
По окончании открытого занятия конкурсная комиссия проанализировала его результативность и эффективность использованных преподавателем методов и приемов активизации познавательной деятельности студентов и пришла к выводу, что Новикова Е.В. показала высокий уровень педагогического мастерства, методически грамотно использовала технические средства обучения для решения поставленных целей и задач открытого занятия.
Преподаватель общеобразовательных дисциплин
Е.В. Новикова