Главная » Открытые занятия » Философия средних веков и эпохи Возрождения

Философия средних веков и эпохи Возрождения

Философия средних веков и эпохи Возрождения
Оцените новость!

Изучение философии всегда было и остаётся делом весьма нелёгким. Трудности связаны с самой сущностью этой отрасли человеческого знания, которая ставит своей целью выявить наиболее общие закономерности в системе «мир – человек». Сделать это можно только при условии обладания, с одной стороны, достаточно широкими и глубокими знаниями в области естественных и гуманитарных наук, истории и культуры общества. С другой стороны, необходим высокий интеллектуальный потенциал, предполагающий развитое логическое мышление, то есть владение навыками анализа и синтеза, умениями обобщать, сравнивать, делать выводы, выявлять связи и прогнозировать развитие.

В настоящее время для спектра гуманитарных учебных дисциплин актуально применять современные педагогические технологии. Они делают студента не пассивной стороной процесса обучения, а его активным участником, «заставляют» самостоятельно добывать знания, используя все его интеллектуальные способности и человеческие потребности.

Одна из таких форм обучения – это технология игровой и дискуссионной деятельности. Игры и дискуссии активизируют познавательный процесс, так как не сообщают студентам набора фактов, закономерностей, обобщений. В ходе таких занятий происходит овладение смыслом изучаемых явлений и процессов, формирование навыков понимания проблем и поиска пути их решения. Кроме того, обучение происходит в ходе непосредственного общения студентов как друг с другом, так и с педагогом. А ведь именно общение является залогом успешного развития личности в целом в ходе процесса социализации и непременным условием самопознания и самореализации.

Исходя из вышеуказанного, было проведено открытое занятие в группе УЗАТ-251 специальности Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) по дисциплине Основы философии в форме проблемно-дискуссионной игры с элементами игрового моделирования.

Тема открытого занятия:
Философия средних веков и эпохи Возрождения. «ФИЛОСОФСКИЙ СОБОР».

Тип занятия:
Обобщение и систематизация изученного по разделам «Философия Средневековья», «Философия эпохи Возрождения и Нового времени».

Методическая цель открытого занятия

  1. Показать нестандартные формы проведения учебного занятия по дисциплине Основы философии, приемы методической работы, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов, использование проблемных и активных методов обучения при систематизации и обобщении изученного материала;
  2. Развитие продуктивного самостоятельного мышления, творческих способностей студентов; организация самостоятельной работы студентов;
  3. Использование междисциплинарных связей и компьютерных технологий в учебной деятельности.

Интегративные связи – внутридисциплинарные: 
«Основные понятия и предмет науки философия», «Философия Древнего мира», «Этика и социальная философия», «Место философии в духовной культуре и ее значение».

Междисциплинарные: 
История, Литература, Обществознание, Этика, Эстетика.

В начале занятия преподаватель напомнил студентам о том, что философские представления средних веков и Возрождения не канули в лету, а повлияли не только на общество прошлого, но и на современные взгляды людей. И в настоящее время перед каждым человеком встаёт вопрос о Божественном в этом мире. И знания взглядов прошлых эпох и их эволюции может помочь в формировании собственных представлений по этому вопросу.

Для того чтобы лучше разобраться в представлениях о Боге и мире эпохи средневековья и Возрождения, студенты образовали философский собор, на котором повели между собой дискуссию для выяснения истины мыслители обеих этих эпох.

Дискуссия носила групповой характер. Её участники разделились на две группы, а именно, средневековых мыслителей и философов Возрождения. Участники дискуссии выбирали конкретного представителя той или другой эпохи и выступали от его лица.

Поскольку работа являлась групповой, было распределение обязанностей-ролей между представителями одной группы, точнее распределение вопросов, которые необходимо было обсудить в ходе дискуссии. Нельзя было использовать в ходе диспута научные открытия или идеи, не относящиеся к представленным историческим эпохам. Преподаватель выполнял функции председателя философского собора.

Философский собор сопровождался качественными презентациями, раскрывающие основные направления дебатов: 
1.1. Фронтальный опрос «Основные философские идеи средних веков и Возрождения в развитии человеческого общества и философии»; 
1.2. «Религиозное мировоззрение средневековой Европы»; 
1.3. «Средневековая поэзия»; 
1.4. «Новое мировоззрение эпохи Возрождения»; 
1.5. Алигьери Данте «Божественная комедия»; 
1.6. «Основные идеи и черты философии Августина Блаженного»; 
1.7. «Принципы монархии Фомы Аквинского»; 
1.8. «Происхождение государства Никколо Макиавелли».

В конце открытого занятия было проведено творческое задание: защита индивидуальных проектов «Мое идеальное государство». Студентам было предложено составить свой проект идеального государства, в котором были раскрыты основные принципы развития современного устройства общества. Каждый проект заслуживал отдельного внимания: студенты делились своими взглядами в ходе дискуссии.

Оценка деятельности студентов на открытом занятии была на высоком уровне, все студенты получили оценки «хорошо» и «отлично».

По итогам открытого занятия комиссия выделила выступления следующих студентов:
1. Ковалева Ивана за достойное прочтение поэмы Алигьери Данте «Божественная комедия». 
2. Гордиенко Степана за прочтение поэмы Бертрана де Борна «Поэма, написанная на смерть принца Генри».
3. Смирнова Артема за проект «Мое идеальное государство».

Таким образом, открытые занятия сохраняют статус одной из самых распространенных форм методической работы и важнейшего критерия уровня профессиональной квалификации преподавателя.

В контексте обновления законодательства о личной аттестации преподавательских кадров вопрос о методе документального оформления открытого занятия становится принципиально важным – анализ непосредственной учебной, организационной и всегда творческой деятельности преподавателя определяет экспертную оценку его профессиональной компетентности.

Преподаватель общеобразовательных дисциплин 

Е.В. Новикова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять