Открытый урок в форме урока-исследования по учебной дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности проведён по теме ««Автомат АК-74, его технические данные»» по специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте в учебной группе УЗАТ 151.
Данная форма урока была выбрана преподавателем не случайно. 10 ноября 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося изобретателя стрелкового автоматического оружия Михаила Тимофеевича Калашникова. Он единственный человек в нашей стране, который был удостоен высокого звания Героя России и дважды – звания Героя социалистического труда. Являясь талантливым конструктором, он изобрёл оружие, аналогов которому нет в мире. Благодаря высокой безотказности и простоте обращения автомат АК Калашникова состоит на вооружении более 50 стран мира. М.Т.Калашников — участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, генерал-майор. М.Т.Калашников в молодости трудился в мастерских депо слесарем, так что и у него была связь с железнодорожным транспортом. Студентам железнодорожного техникума предстояло на уроке провести исследование трёх видов автомата АК Ижевского конструкторского бюро Калашникова. Это автоматы: АК-74, АК-12 и АК-15, сравнить их технические данные, устройство и определить их лучшие показатели.
Студенты самостоятельно изучали Интернет-ресурсы о технических данных стрелкового оружия марки АК, находили ответы на 30 вопросов домашнего задания по заданной теме, выполняли презентации, оформляли эссе, доклады, рефераты.
На уроке присутствовала куратор учебной группы УЗАТ 151 Елена Владимировна Шевченко, которая оценивала подготовку к уроку каждого своего подопечного, посмотрела, насколько хорошо подготовились студенты к открытому уроку. Урок начался с выполнения воинских ритуалов: воинского приветствия, доклада преподавателю старосты группы, проверки наличия студентов. В ходе урока — исследования студенты разделились на 4 группы-команды. Каждой группе на уроке было выдано по 20 вопросов – заданий, где предстояло изучить автоматическое оружие, определить преимущества каждого автомата, выявить отличия моделей автомата марки АК-74, АК-12 и АК-15, сделать своё заключение и внести предложения по улучшению технических данных, устройства автоматов.
Элемент состязательности позволил сделать урок-исследование динамичным и интересным. Студенты выполняли многоуровневые тесты по пройденному материалу, использовали элементы «мозгового штурма», эффект обобщающего коллективного мнения, анализ и синтез материалов исследования. Каждая команда справилась с поставленной задачей. Ответы у студентов при зачитывании своего исследования были ёмкие, лаконичные и точные. Все группы успешно справились с заданиями исследования, получив равное количество оценок: «отлично» и «хорошо», так что было невозможно определить лучшую группу.
По результатам исследований было отдано предпочтение автомату марки АК-15. Хотя его вес увеличен до 3,7 килограмма, в отличие от АК-12 (вес которого 3,5 кг.), но зато калибр -7, 62, как у пулемёта, а у АК-12 калибр – 5,45. Есть и другие особенности АК-15. Среди них: барабанный магазин на 96 патронов, прицел «1П87 Валдай ПК120», который предназначен для сокращения времени наведения на цель и повышения точности стрельбы. Прицел устанавливается на посадочное место — типа «Пикатинни». Прицел электронный работает при температурах от минус 18С до минус 40С на литиевых источниках питания. АК-15 выпускается в РФ с 2014 года. На всех видах автомата АК используется навесное оборудование: гранатомёты, снайперский прицел, прицел ночного видения.
Для закрепления материала исследования студенты посмотрели видеофильмы: «Разборка и сборка автоматов АК-12 и АК-15», «Изучение боевых свойств автоматов АК-12 и АК-15 при стрельбе в тире полигона». Они сравнили результаты своих исследований с лабораторными исследованиями на полигоне.
Студентка Гусарова Ольга защитила индивидуальный проект «Развитие автомата Калашникова и его модификации». Студент Сатин Ярослав продемонстрировал презентацию «100 лет со дня рождения М.Т.Калашникова». Студенты: Чернов Илья, Жиглов Олег, Осипов Артём выполнили зачёт по разборке и сборке автомата АК-74, показав, что они освоили этот вид оружия.
О службе своих отцов в фиксированных выступлениях рассказали студенты: Караклов Кирилл и Устинов Устин. Студент Устин качественно оформил презентацию об отце. Многие студенты почувствовали себя на уроке военнослужащими, когда надели военные каски, вес каждой каски составляет 1 килограмм 300 грамм, девушки примерили военные пилотки времён Великой Отечественной войны. С трудом надели студенты бронежилет военнослужащих ВС РФ, который весит 7 килограммов. Преподаватель на уроке показал, как носится автомат в строю, на посту, при движении.
На уроке куратору учебной группы УЗАТ 151 Шевченко Елене Владимировне была вручена грамота за I-е место в викторине «Этих дней не смолкнет слава!», награждены грамотами студенты – победители викторины: Гусарова Ольга, Сельгеев Дмитрий, Пряхин Арсений, Махонин Максим.
«Автоматики», как их называют по первым словам специальности, вся группа УЗАТ 151 активно участвует в патриотических мероприятиях техникума. Это дружный и сплочённый коллектив. Большую работу по сплочению коллектива проводит куратор учебной группы УЗАТ 151 Е.В.Шевченко. Приказом директора были награждены грамотами студенты-активисты: Гусарова Ольга за I-е место в конкурсе индивидуальных проектов на патриотическую тему, Устинов Устин за I-е место в патриотической акции «Этих дней не смолкнет слава!», Сельгеев Дмитрий за I-е место в конкурсе «Защитники Отечества!».
Результаты урока показали, что студенты добросовестно подготовились к уроку, все хорошо выполнили домашнее задание в виде эссе, выступлений, презентаций. На уроке студенты закрепили теоретические знания практическими навыками владения оружием. Все студенты успешно сдали зачёт по владению автоматом, разборку и сборку автомата АК-74. Урок закончился позитивно, все студенты высказали своё желание служить в Вооружённых Силах РФ, добросовестно выполнить свой конституционный и воинский долг по защите Отечества.